3 сентября — День солидарности в борьбе с терроризмом
31 августа 2018
Россия против террора
‌Россия против террора‌

3 сентября — День солидарности в борьбе с терроризмом. Официально он появился в календаре памятных и скорбных дат на основании федерального закона от 21 июля 2005 года, которым были внесены изменения в Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России».

3 сентября — памятная дата в российском календаре. В этот день России вспоминает жертв террористической атаки на Беслан и склоняет головы в память обо всех жертвах террористической агрессии. Россия за последние четверть века столкнулась с сотнями акций террористической агрессии. Россия пережила, потеряв тысячи своих граждан, ужасные теракты в Москве, Будённовске, Каспийске, Кизляре, Волгодонске, Воронеже, Санкт-Петербурге, Махачкале, Грозном, Беслане, Первомайском, Владикавказе, Волгограде и других городах.

Экстремизм и его разновидность терроризм продолжают представлять реальную опасность как для международного сообщества в целом, так и для нашего государства в частности, в какой бы форме они не представлялись, являются одной из самых опасных общественно-политических проблем, требующих незамедлительного решения.

В современных социально-политических условиях крайним проявлением экстремизма является терроризм, который основывается на экстремистской идеологии. Угроза терроризма будет сохраняться до тех пор, пока существуют источники и каналы распространения этой идеологии.

За последние годы в Российской Федерации создана система законодательства в сфере предупреждения и противодействия террористической и экстремистской деятельности.

Основой правовой базы по проблемам противодействия любым формам экстремизма и терроризма является Конституция Российской Федерации, запрещающая пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду.

Правовую основу общегосударственной системы противодействия экстремизму и терроризму составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральные законы «О противодействии экстремисткой деятельности» и «О противодействии терроризму», Стратегия национальной безопасности до 2020 года, Концепция противодействия терроризму, Стратегия противодействия экстремизму до 2025 г., а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации, направленные на совершенствование деятельности в данной области.

В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 114-ФЗ под экстремистской деятельностью (экстремизмом) понимаются:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Под террористической деятельностью в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» понимается деятельность, включающая в себя:

организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

подстрекательство к террористическому акту;

организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности;

Профилактика террористической и другой экстремистской деятельности включает в себя подготовку и реализацию государством и уполномоченными им органами комплексной системы политических, социально-экономических, информационных, воспитательных, организационных, оперативно-розыскных, правовых, специальных и иных мер, направленных на предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности, минимизацию ее последствий, установление и устранение способствующих ей причин и условий.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 114 -ФЗ основными направлениями противодействия этой деятельности являются:

принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц;

проведение комплексных мероприятий по формированию правовой культуры в молодежной среде.

В силу требований федерального законодательства органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности и терроризму в пределах своих полномочий.

В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные образования участвуют в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и ликвидации проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального образования.

Одна из наиболее острых проблем последнего времени — размещение экстремистских материалов в сети «Интернет».

Министерство юстиции Российской Федерации ведет и публикует, в том числе посредством размещения на своем сайте федеральный список экстремистских материалов, перечень общественных объединений и религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также перечень общественных объединений и религиозных организаций, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности.

Распространение в сети «Интернет» экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а также предоставление к ним доступа пользователям файлообменных сетей влечет административную ответственность по ст. 20.29 КоАП РФ.

Кроме того, распространение материалов, содержащих призывы к осуществлению экстремистской деятельности, возбуждению ненависти либо вражды, а также унижению достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма может повлечь за собой и уголовную ответственность.

 

Прокуратурой Лихославльского района в текущем году выявлялись различные нарушения в рассматриваемой сфере.

Так, в истекшем периоде 2018 году прокуратурой района в суд предъявлено 17 исковых заявлений о возложении обязанностей на различные организации по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объектов (стадионы, гостиницы, дома культуры, кафе). Нарушения касались отсутствия: разработанных и согласованных с правоохранительными органами паспортов безопасности, систем видеонаблюдения, оповещения, сигнализаций; выявлялись нарушения пожарной безопасности, ослабляющие антитеррористическую защищенность объектов.

Иски прокурора рассмотрены и удовлетворены судом.

Так решением Лихославльского районного суда по иску прокурора на ООО «Седа» возложена обязанность устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму: провести категорирование здания гостиницы ООО «Седа», расположенного по адресу: Тверская область, г. Лихославль, пер. Привокзальный, д. 2, с последующей разработкой и утверждением паспорта безопасности гостиницы в порядке и сроки, установленные постановлением Правительства РФ от 14.04.2017 № 447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов»; оснастить здание гостиницы ООО «Седа» системой видеонаблюдения, которая с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения будет обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на территории гостиницы, архивирование и хранение данных в течение 30 дней; оснастить здание гостиницы ООО «Седа» средствами пожаротушения, а также средствами защиты людей от опасных факторов пожара.

В органы местного самоуправления, руководителям образовательных учреждений внесено 24 представления об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии терроризму и экстремизму, в сфере межнациональных отношений. По результатам рассмотрения представлений приняты меры по устранению нарушений, к дисциплинарной ответственности привлечено 21 лицо.

Так, в ходе проведения проверки ГБПОУ «Калашниковский колледж» установлено, что в настоящее время в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235, проведено обследование и категорирование объектов ГБПОУ «Калашниковский колледж». Составлены паспорта безопасности, которые согласованы с заинтересованными ведомствами.

Вместе с тем, в ГБПОУ «Калашниковский колледж» выявлены нарушения, касающиеся системы экстренного оповещения и управления эвакуацией, которая должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта; взаимодействия с правоохранительными органами по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.

В связи с выявленными нарушениями директору ГБПОУ «Калашниковский колледж» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, приняты меры по устранению выявленных нарушений.

В истекшем периоде 2018 внесено 13 представлений директорам школ и детских садов в связи с выявлением свободного доступа на территорию учебного заведения.

Проведены проверки в администрациях сельских поселений Лихославльского района по вопросу соблюдения законодательства в сфере противодействия экстремизму, о межнациональных отношениях.

В ходе проверки установлено, что администрациями Микшинского и Кавского сельских поселений Лихославльского района не приняты муниципальные программы по профилактике терроризма и экстремизма (срок действия ранее принятых программ истек, новые не разработаны и не утверждены), в связи с чем, 01.06.2018 главам администраций данных поселений внесены представления.

Также установлено, что главами администраций Сосновицкого и Станского сельских поселений Лихославльского района не разработан и не утвержден муниципальный план мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, в связи с чем, 01.06.2018 главам администраций данных поселений внесены представления.

По результатам рассмотрения указанных представлений выявленные нарушения были устранены, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

В районе зарегистрировано и работает 2 национально-культурные автономии: 1. Общественная организация Армянская национально-культурная автономия «Айоцтун» (Армянский дом) Общероссийской общественной организации Регионального отделения «Союз армян России» в Тверской области; 2. Лихославльская районная национально-культурная автономия тверских карел. Эти объединения работают в направлении сохранения и развития национальной самобытности своих народов, культурных традиций и языка, противодействия терроризму и экстремизму. Их члены принимают активное участие в районных и областных мероприятиях.

Для Лихославльского района характерно мирное и гармоничное проживание народов различных национальностей и вероисповеданий.

Заместитель прокурора района
советник юстиции
А.В. Смирнов